
Особняк Рябушинского. Архитектор: Федор Шехтель. Московский модерн
Австрия. Рубеж XIX-XX веков. Время последнего большого стиля – модерна, причем не только в Австрии, но и во всем мире. Основной его идеей было соединить красоту и функциональность. Поэтому лестницы в интерьерах стали похожи на сплетение лиан, а встретить на фасадах зданий фантастического сфинкса было обычным делом.
Особняк Рябушинского. Архитектор: Федор Шехтель. Московский модерн
Изобразительное искусство тоже изменилось. Теперь картины создавались с эстетической целью и наделялись чисто декоративным характером. Чем больше орнаментов и узоров, тем лучше.
Художник - Альфонс Муха
Одним из предводителей модерна в Вене стал Густав Климт. В своих работах он уделял особое внимание деталям. Лица женщин на его портретах аристократичны, их фигуры зачастую окружены золотым орнаментом. Художник поставил перед собой задачу: отойти от академических канонов и показать публике, что искусство может быть другим.
Густав Климт. Портрет Адели Блохбауэр
Иначе он видел и пейзажи. Для них художник специально выбирал квадратные холсты, считая, что эта геометрическая фигура способна расширять пространство до бесконечности. Трава, деревья, вода у Климта – части единого орнамента, который можно повторять на полотне множество раз, при этом целостность композиции сохранится.
Россия. Рубеж XIX – XX веков. Такое же время перемен: уклад жизни становится другим, как и взгляд людей на мир. Обществу надоели рамки, в которые оно когда-то поместило даже искусство. Художники объединяются в группировки, создают манифесты, в которых объясняют смысл собственных работ. Они ставят перед собой ту же задачу, что и Климт: отказаться от академизма. Только новое искусство каждая группировка видела по-разному.
Одним из объединений стал петербургский «Мир искусства». Мирискусники придерживались нескольких принципов. Самые важные из них: признание классического наследия, отказ от вычурности в пользу красоты и сближение с западноевропейским искусством. Главными героями их полотен были императоры и придворные XVIII века, а действия разворачивались в пышных дворцах и садах.
Александр Бенуа. Купальня Маркизы
Разве что Мстислав Добужинский предпочел суровую реальность и изображал мрачный город, поднимая тему маленького человека в большой системе.
Мстислав Добужинский. Человек в очках
Работы «Мира искусства» от других объединений отличала театральность. И не случайно: в группировку входили театральный деятель Сергей Дягилев, декоратор Леон Бакст, иллюстратор Евгений Лансере. Намеренная декоративность подчеркивала цель объединения: делать упор на эстетику, не на смысл.
Эскиз костюмов Леона Бакста к балету "Нарцисс"
Мирискусники подняли вопрос: искусство нужно, чтобы передавать красоту мира или поднимать важные для общества темы? Художники склонялись к первому варианту, чем вдохновили и до сих пор вдохновляют многих мастеров. Одна из них – Ольга Суворова.
Ольга Суворова. Театр. 100х120 см
Ольга Суворова, чьи родители также заслуженные художники, закончила Академию Художеств им. Репина в 1988 году. Стиль Ольги легко узнаваем: вряд ли кто-то еще сможет с такой пышностью написать девушек и юношей на прогулке или во время игры в шахматы.
Герои на картинах художницы одеты в яркие наряды и окружены пышными растениями. Отрешенные лица второстепенны: все внимание к себе притягивают узоры на платьях и детально прописанные цветы. Одежда и прически портретируемых напоминают моду эпохи барокко.
Ольга Суворова. Друзья. Холст, масло. 95х134 см.
Что же общего между Густавом Климтом, Миром искусства и Ольгой Суворовой? Цель их живописи – украшать. Австрийский художник использовал для этого орнамент и золото; петербуржцы вдохновлялись XVIII веком. Искусство Ольги вобрало в себя и то, и другое, и в то же время осталось непохожим ни на одного мастера.