
Инсталляция «Чтобы ты жил во времена перемен», представленная британским куратор Ральфом Ругоффом
11 мая стартовала 58-ая Венецианская биеннале – одно из самых главных и ожидаемых событий в мире современного искусства. Британский куратор Ральф Ругофф в качестве основной темы выбрал древнее китайское проклятие «Чтобы ты жил во времена перемен» (May you live in interesting time), которое означает беспокойное существование. Многозначную фразу можно интерпретировать по-разному: с одной стороны, жизнь современного человека нестабильна, полна ложи, с другой – искусство должно раздвигать культурные границы, быть гибким, открытым и толерантным к современным реалиям.
Инсталляция «Чтобы ты жил во времена перемен», представленная британским куратор Ральфом Ругоффом
Основная выставка проходит в двух павильонах Джардини и Арсенале. В этом году участвует 79 художников из разных стран, среди звезд: Кристиан Марклей, Джордж Кондо, Шилпа Гупта, Томас Сарацено. Шилпа Гупта – одна из самых известных индийских авторов на международной сцене. Художница представила интересный проект (звуковая инсталляция с сотней микрофонов и с философским названием «Я не могу уместиться в твоем языке») о барьерах между странами, народами, людьми, невозможности коммуникации.
Звуковая инсталляция «Я не могу уместиться в твоем языке», представленная в индийском павильоне
Помимо основного проекта есть также национальные павильоны, в которых страны мира выставляют собственные проекты в заданной общей тематике. Особое внимание стоит уделить победителю биеннале – Литовскому павильону, получившему главную награду - «Золотого льва». Перформанс «Солнце и море» повествует о проблемах экологии и изменении климата. Отдыхающие на пляже люди заняты привычными делами, параллельно они рассказывают истории о себе и об истощении мира в целом. Люди олицетворяют лень и бездействие, нежелание что-либо менять и действовать.
Пляжная эко-опера, представленная в Литовском павильоне
Русский павильон впервые подготовил куратор совместно с Государственным Эрмитажем. Среди работ - инсталляции режиссера Александра Сокурова по «Возвращению блудного сына» Рембрандта и «Фламандская школа» художника Александра Шишкина (Шишкин-Хокусай). Наш павильон осмысляет коллекцию Эрмитажа и роль музея-гиганта в становлении и восприятии искусства. Вокруг духовности и увлекательности и выстраивается экспозиция.
русский павильон на Венецианской биеннале впервые подготовленный Государственным Эрмитажем